Расстройство речи у ребенка может констатировать врач-логопед. Логопеды считают, что судить о расстройстве речи у детей возможно только по достижении ребенком 5 лет, не раньше. До этого возраста речь ребенка находится на этапе становления, поэтому, если ребенок до 5 лет не выговаривает отдельные буквы, не выстраивает правильно фразы, это считается нормой. Главное, чтобы навыки развивались дальше.
Проблемами нарушений речевого развития у детей занимается психология, педагогика, медицина. Для определения причины расстройства речи, которое становится заметным после 5 лет, может понадобиться не только консультация логопеда, но и ЛОР-специалиста, и/или невролога.
Разновидности нарушений речи у детей
Расстройство (нарушение) речи у детей — так называют врачи возникающие у ребенка сложности с грамматическим строем предложений, с произношением отдельных букв, слов, фраз, а также бедный словарный запас, невнятность и порывистость в самой речи. При этом слух такого ребенка вполне может быть в пределах нормы, так же, как и его интеллект.
Врачи отмечают, что расстройства речи у детей могут проявляться в различных формах, включая заикание, нарушения артикуляции и задержку речевого развития. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и вмешательства, так как своевременная помощь может значительно улучшить речевые навыки ребенка. Педиатры и логопеды рекомендуют родителям внимательно следить за речевым развитием своих детей и обращаться за консультацией при первых признаках проблем. Врачи также акцентируют внимание на том, что поддержка со стороны семьи играет ключевую роль в процессе коррекции речевых нарушений. Создание комфортной и спокойной атмосферы для общения способствует успешному преодолению трудностей.
Дислалия
Дислалией называют неправильное произношение звуков из-за имеющихся аномалий речевого аппарата — неба, языка, зубов, челюсти. и пр. Дислалия также может быть вызвана тугоухостью, нарушениями функции нервной системы. При дислалии ребенок может менять местами отдельные звуки и звукосочетания, неправильно их выговаривать или пропускать. Такое искаженное произношение считается у детей до 5 лет нормой и называется возрастной, или физиологической дислалией.
Ринолалия
Ринолалия — это гнусавость, произношение «в нос», то есть тембральное нарушение речи. Оно бывает из-за имеющихся физиологических дефектов аппарата речи. Устраняется обычно терапевтически, в некоторых случаях — хирургически, так как обычно при этом присутствует искривление носовой перегородки, полипы, аденоиды. Речь ребенка с ринолалией неразборчивая, монотонная. А таких случаях нужна консультация ЛОР-специалиста.
Расстройство речи у детей вызывает множество обсуждений среди родителей, педагогов и специалистов. Многие родители замечают, что их дети испытывают трудности с произношением, формулированием мыслей или пониманием речи. Это может вызывать беспокойство, так как коммуникация является важной частью развития. Педагоги подчеркивают, что ранняя диагностика и вмешательство могут значительно помочь детям. Специалисты, такие как логопеды, рекомендуют регулярные занятия и игры, направленные на развитие речевых навыков. Родители также делятся опытом, как чтение книг и общение с детьми способствуют улучшению речи. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к решению проблем с речью могут варьироваться.
Дизартрия
Такое нарушение речи связано с органическими поражениями центральной нервной системы. По сути дизартрия — это ограничение объема движения аппарата речи и ослабление контроля над ними. Например, такому ребенку сложно надумать щеки, выполнять другие простые упражнения губами и ртом — цокание, «трубочка». Дизартрия требует комплексного неврологического лечения нервной системы. Здесь нужна помощь невролога.
Алалия
На фоне нормального слуха ребенок практически не говорит, а общается с окружающими жестами, рисунками, при этом не являясь умственно отсталым. И речевой аппарат его хорошо сформирован, аномалии развития отсутствуют. Причины алалии — в поражении речевых областей мозга еще до рождения ребенка. Если он не понимает человеческую речь — это сенсорная алалия, если понимает, но не воспроизводит — моторная алалия. Требуется помощь психолога и логопеда.
Заикание
Причины заикания не выяснены. При заикании ребенок повторяет слога и звуки, растягивает гласные. Обычно заикание связывают со страхом, сильным испугом, волнением, из-за чего нарушается координация движений речевого аппарата. Существуют различные методики лечения заикания, и родителям лучше посоветоваться с логопедом.
Вопрос-ответ
Как понять, что у ребенка речевые нарушения?
Малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей, ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков, годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать, Ещё
Что характерно для детей с нарушением речи?
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Какие бывают нарушения речи?
Гнусавость, косноязычие, ускорение или замедление темпа, дизартрия, афазия, мутизм – то есть полное молчание при сохранении возможности говорить, олигофазия – скудость словарного запаса, дисфония либо афония – это уже проблемы голосовых связок.
Какие причины вызывают нарушение речи у детей?
Гипоксия. Недоношенность. Использование запрещенных препаратов во время беременности. Вредные привычки. Стрессы мамы. Родовые травмы.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки расстройства речи. Если ваш ребенок не начинает говорить в ожидаемые сроки или его речь неразборчива, проконсультируйтесь с логопедом. Ранняя диагностика может значительно улучшить результаты лечения.
СОВЕТ №2
Создайте языковую среду. Читайте ребенку книги, рассказывайте истории и общайтесь с ним на разные темы. Это поможет развить его словарный запас и улучшить навыки общения.
СОВЕТ №3
Не стесняйтесь обращаться за помощью. Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с речью, не ждите, пока проблема исчезнет сама собой. Профессиональная помощь может оказаться необходимой для успешного преодоления расстройства.
СОВЕТ №4
Поддерживайте уверенность ребенка. Хвалите его за любые успехи в речи, даже если они небольшие. Позитивное подкрепление поможет ребенку чувствовать себя комфортнее и мотивированнее в процессе обучения.