Дизартрия проявляется нарушением произнесения большого числа звуков.
Перед началом работы по постановке звуков должна быть проведена подготовительная работа — необходимо нормализовать речевое дыхание и улучшить подвижность мышц, участвующих в речи.
Подготовительная работа
Подготовительная работа является первым этапом в постановке звуков. В этот этап входят следующие пункты:
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- мимическая гимнастика,
- массаж мышц артикуляции (ручной логопедический, точечный или зондовый),
- голосовые упражнения,
- электрофорез органов артикуляции.
После подготовительной работы можно далее приступать к изолированному произношению звуков.
Врачи отмечают, что постановка звуков при дизартрии является одной из ключевых задач в логопедической практике. Дизартрия, характеризующаяся нарушением артикуляции и произношения, требует индивидуального подхода к каждому пациенту. Специалисты подчеркивают важность комплексной диагностики, которая позволяет выявить степень нарушения и выбрать оптимальные методы коррекции.
В процессе работы с пациентами врачи используют различные техники, включая артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Это помогает улучшить контроль над речевыми органами и способствует более четкому произношению звуков. Кроме того, врачи рекомендуют регулярные занятия и домашние упражнения, что значительно ускоряет процесс восстановления.
Важно, чтобы пациенты и их семьи были вовлечены в процесс, так как поддержка и мотивация играют значительную роль в успехе лечения. В целом, врачи уверены, что при правильном подходе и настойчивости можно добиться значительных улучшений в постановке звуков у людей с дизартрией.
https://youtube.com/watch?v=dFCEOppKzF0
Последовательность постановки звуков
Первыми ставятся обычно гласные звуки, тем более, если ребенок, как часто при этом бывает, произносит их в нос. Если же ребенок гласные звуки произносит мягко, их также нужно исправлять в первую очередь. Исключениями в данном случае являются звуки Л и Р.
Последовательность работы над нарушенными звуками следующая: А, О, У, Э, Ы, Ф, В, К, Г, Х, Т, Д, Й, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч Щ, Л, Р
Постановка каждого изолированного звука проводится отдельно, работа ведется над каждым звуком. И это нужно сделать ввиду того, что нахождение каждой артикуляционной позы дается детям с дизартрией с трудом. Чтобы ускорить закрепление звука в самостоятельной речи после того, как ребенок уже научится произносить нарушенный звук в словах, можно также ставить другой звук изолированно, при этом соблюдая порядок работы.
Самый сложный в произношении звук — звук Р. Над его правильным произнесением работать нужно в последнюю очередь. Но есть исключения: если у уже занимающегося ребенка ребенка появилось Р горловое, неправильное произношение необходимо предупредить и поставить данный звук хотя бы одноударно. Особо сложные звуки можно отложить на потом.
Постановка звуков при дизартрии — это важный аспект коррекции речи, который вызывает много обсуждений среди специалистов и родителей. Многие отмечают, что индивидуальный подход к каждому ребенку играет ключевую роль в успешной реабилитации. Педагоги и логопеды подчеркивают, что регулярные занятия и использование различных методик, таких как артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, значительно улучшают произношение. Родители часто делятся положительными примерами, когда благодаря настойчивости и поддержке специалистов дети начинают четче произносить звуки. Однако важно помнить, что прогресс может быть медленным, и терпение — необходимое качество в этом процессе. В целом, постановка звуков при дизартрии требует комплексного подхода и тесного сотрудничества между специалистами и семьями.
Какие звуки можно ставить одновременно?
Одновременно работать над несколькими звуками можно работать в том случае, если у ребенка нарушен речевой (фонематический) слух. Это следующие звуки:
- Ф-В,
- К-Г-Х,
- Т-Д,
- Л-ЛЬ-Й,
- З-С,
- Ч-Щ,
- Ж-Ш
- Р
и их мягкие пары.
Очень важно у ребенка с дизартрией соблюдать все этапы автоматизации звука, то есть доведения произношения до полного автоматизма.
Вопрос-ответ
Каковы особенности постановки звуков у детей с дизартрией?
При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»).
https://youtube.com/watch?v=1B2Hg1Lxwl4
Какие звуки нарушаются при дизартрии?
При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.
В чем заключается логопедическая работа при дизартрии?
Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.
В каком порядке ставить звуки?
Последовательно отрабатываются твердые, затем мягкие звуки и звук «Ц». При постановке шипящих звуков сначала ставится звук «Ш» , затем звуки «Ж», «Ч» и «Щ». При постановке звуков из группы соноров («Р» — «РЬ», «Л» — «ЛЬ») сначала ставится твердый звук каждой пары, а затем мягкий.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проводите артикуляционные упражнения. Это поможет укрепить мышцы, отвечающие за произношение звуков. Начните с простых упражнений, таких как движение языком вверх и вниз, а также круговые движения. Постепенно добавляйте более сложные задания, включая произнесение слогов и слов.
СОВЕТ №2
Используйте зеркала для контроля артикуляции. Наблюдение за движениями своего рта и языка в зеркале поможет вам лучше осознать, как правильно произносить звуки. Это также позволит вам заметить ошибки и корректировать их в процессе тренировки.
СОВЕТ №3
Работайте с логопедом. Профессиональная помощь может значительно ускорить процесс постановки звуков. Логопед подберет индивидуальную программу занятий, учитывая ваши особенности и уровень сложности дизартрии.
СОВЕТ №4
Записывайте свои занятия и прослушивайте их. Это поможет вам отслеживать прогресс и выявлять трудные для вас звуки. Сравнивая свои записи с правильным произношением, вы сможете лучше понять, над чем нужно работать.